18 июня первому директору нашего завода Савельеву Владимиру Ивановичу исполняется 85 лет. От всего сердца поздравляем его с этой замечательной датой и желаем крепкого здоровья и долгих лет счастливой жизни.

Мы помним, какую роль сыграл Владимир Иванович в судьбе «Витязей», ведь из 50 лет общего трудового стажа 20 он отдал ИЗТМ. Более 17 лет был директором.
«Не писатель, не рассказчик, никогда не считал себя великим деятелем, о жизни которого должны знать потомки» - повторяет он в книге «От первого лица». Но его Государственные награды, в том числе: два ордена «Трудового Красного Знамени», орден «Знак Почета», большое количество медалей и Почетных грамот говорят об обратном. Савельев имеет звания «Заслуженный машиностроитель» БАССР и РСФСР, «Почетный гражданин города Ишимбай». Дважды занесен в энциклопедию «Лучшие люди России».
И судя по тому, с какой любовью и болью рассказывает Владимир Иванович об ИЗТМ, понимаешь, что осилить такое дело мог только незаурядный человек. Завод – не только дело его жизни, но и любимое детище.
Из личного дела № 2, Савельева Владимира Ивановича:
Родился 18.06.1933 года в г. Богородецк Тульской области в семье служащих.
В 1953 году окончил Уфимский авиационный техникум, а в 1973 году Уфимский авиационный институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты», имеет квалификацию «инженер-механик».
В 1954-1957 гг. – служба в рядах СА – г. Фрунзе, механик по навигационному оборудованию в войсках ВВС.
Трудовую деятельность начал на Уфимском моторостроительном производственном объединении бригадиром, затем был технологом, секретарем комитета ВЛКСМ, начальником цеха, начальником автопроизводства, ИО Главного инженера. Сухие строчки, за которыми судьба человека.
Участие в строительстве и организации, а затем и управление автомобильным производством на Уфимском моторостроительном заводе сделало Савельева уникальным руководителем. Были предложения возглавить оборонный завод в Калуге и Тюменский моторостроительный завод, но он никогда не ставил себе целью быть директором, поэтому отказался от этих предложений.
Но в начале марта 1978 года на приеме у первого секретаря Башкирского обкома КПСС Мидхата Закировича Шакирова Владимир Иванович слышит: «Вы отправляетесь строить новый завод в Ишимбай. Основная масса его населения занята добычей нефти, но ее запасы истощаются. Пора создавать новые производства. Ишимбай Вам понравится. Это небольшой городок с красивыми окрестностями. По виду – второй Калининский район Уфы».

В Ишимбай В.И.Савельев приехал уже 6 апреля 1978 года. И, как выяснилось, до Калининского района Уфы Ишимбаю было очень далеко. Это был совсем небольшой промышленный город. Здесь надо было не просто построить и пустить в действие завод. Надо было стать частью города, внутренне принять его. Это было очень тяжело для столичного человека, привыкшего совсем к другим масштабам, но Савельев сумел это сделать!
Незабываемое впечатление – первое посещение площадки строящегося с 1977 года завода. Рытвины, ямы, шорох сухой травы, перебиваемый урчанием экскаваторов…Но Владимир Иванович не привык зря размышлять и с головой окунулся в работу.
На момент приезда Савельева, в штате завода были только главный бухгалтер А.Г. Семендяева и заместитель директора по капстроительству Б.Л. Рыбин, а в Первомайской демонстрации 1978 года принял участие уже выросший коллектив завода.
В Ишимбай он ехал с большим опытом и программой действий, к реализации которой приступил в первые месяцы работы. Темп, темп действий, решений, бесконечный поиск верных шагов. У него была возможность учесть почти все допущенные при строительстве на моторостроительном заводе ошибки и просчеты. Он не боялся спорить с руководством министерства и главка. Например, начали строить ИЗТМ не с корпуса сборочного цеха, а с вспомогательных цехов, что впоследствии дало возможность вовремя решать поставленные задачи по выполнению государственного плана. Не всегда соглашался и с проектантами. Так, площади инструментальных цехов были увеличены вдвое против проектных. Инструментальное хозяйство ИЗТМ было лучшим в те годы в Башкирии.
Под КВЦ проложили трубы из нержавейки, вместо трехэтажного здания КВЦ построили четырехэтажное, чтобы иметь возможность разместить персонал, разбросанный в разных местах города. За эти самостоятельные решения Савельев получил выговор от министра, но позже руководство его поняло.
Параллельно со строительством руководство занималось комплектованием завода инженерным, технологическим, нестандартным оборудованием и материалами. Первые три-четыре года Савельев по 7-8 месяцев в году проводил в командировках. Сложное, особо дефицитное оборудование приходилось доставать только через Москву. Это было нелегко, но Савельев четко формулировал по каким именно причинам необходимо именно это оборудование и его понимали, поддерживали.
Рабочих в первые годы помогали готовить РМЗ и завод имени Свердлова в Свердловске, куда направляли учиться тех, кого принимали на завод. В 1983 году построили для подготовки своих специалистов СПТУ № 76.
На стадии освоения производства, когда нужны были технологи, конструкторы, столкнулись с серьезными проблемами в комплектации завода инженерными кадрами. Вместе с главным конструктором «Витязей» К.В.Осколковым на завод из Рубцовска приехали около 15 конструкторов и испытателей, но этого было мало. В поисках кадров пришлось ездить по всему Советскому Союзу. Завод комплектовался инженерами из Рубцовска, Кургана, Алтайского края, Казани, Перми, Челябинска, Ижевска, Самары, Москвы. Единственное, что могли обещать приезжающим специалистам – новое интересное дело и получение жилья.
О необходимости открытия в Ишимбае филиала УАИ (УГАТУ) Савельев начал говорить на всех уровнях с того самого момента, как приехал в Ишимбай. Привязать молодежь к городу, вовлечь ее в обучение означало помочь становлению самого завода. Работал напрямую с УАИ и министерством образования СССР и, как всегда, добился поставленной цели. В 1980 году исполком горсовета Ишимбая отдал под здание института помещение бывшей школы №8. С первого же выпуска Савельев всегда был председателем ГЭК, искренне переживающим за студентов. У Владимира Ивановича потрясающее чувство юмора. В 1988 году на защите диплома девушка Гуля (по паспорту Гульгуль) разволновалась и чуть не завалила сдачу проекта. На следующее утро на оперативке Савельев прокомментировал это так: «Одна Гульгуль – буль-буль, буль-буль, еле вытащили».

7 ноября 1981 года стал внутренним праздником завода – была изготовлена и выпущена в пробег первая машина, «Нулевка», как ласково ее называли. Никто, кроме К.В.Осколкова и группы его конструкторов, не знал, как она будет выглядеть внешне, не говоря уж о технических характеристиках. Когда готовая «нулевка» вышла из ворот, собралось много народа. Был особенный, волнительный митинг. Савельев и Сербинов (один из начальников цехов), разбили об машину бутылку шампанского.
В 1982 году у завода уже был Государственный план – 20 изделий. 8 изделий подготовили до ноября, остальные нужно было успеть сделать до Нового года. И вот 15 декабря 1982 года в кабинет директора пригласили конструкторов, технологов, металлургов, работников ОТК для беседы. В.И. Савельев сказал: «Установленное государственное задание, каким бы нереальным оно ни казалось, должно выполняться». Создали самые настоящие творческие бригады из числа станочников, технологов и конструкторов, которые решали возникающие по ходу дела проблемы. Из сборочного цеха не уходили и ночью. Последняя машина была сдана заказчику около 22-00 часов 31 декабря. Савельев пригласил в кабинет всех находящихся на заводе в этот момент рабочих и поздравил с наступающим Новым годом и выполнением первого в истории завода Государственного плана. Это была великая победа коллектива, которая радовала всех без исключения.
В 1980 году к заводу обратилось с предложением о сотрудничестве руководство НИИ Арктики и Антарктики. Было предложено участие в экспедициях в Антарктиду. Первая машина поехала туда в 1987 году. Первых людей по представленным отделом кадров документам отбирал лично Савельев, изучал личные дела и каждого лично напутствовал. Глаза в глаза говорил: «Не подведи».
Главный принцип работы Савельева: ПОРЯДОК, воспитывавший в людях собранность, четкость и ответственность. Конечно, производственная дисциплина не имеет смысла без определенных законов экономической сферы, но вот в комплексе с грамотной экономикой предприятия при любом политическом строе становится именно тем началом, которое и нужно, чтобы производить, успевать за конкурентами, в конечном счете – жить достойно. В общении с подчиненными существовал принцип – назначить первое лицо, которое подбирает себе команду и решает поставленные задачи. Частностями он не занимался, полагая, что главное – чтобы дело шло.
Савельеву всегда казалось важным наличие культуры как внутренней, так и внешней. Без нее и дисциплины не бывает. Об этом он много беседовал с начальниками цехов, да и с рабочими. Сам стиль, тон общения в коллективе, который задавал директор, был приподнятый, дружеский и в то же время максимально деловой. Возраст большего количества специалистов был максимум 25 лет. На заводе в первые же годы появилась футбольная команда, игравшая на первенстве Российской федерации. Находилось время и для художественной самодеятельности – был хор, в котором пело не менее 100 человек, духовой оркестр, ВИА, два танцевальных коллектива, а в качестве активного зрителя на концертах обязательно присутствовал директор Савельев.
Общественная жизнь была только в радость: основное дело шло, и коллектив чувствовал себя единым целым. На завод директор приходил в 7 утра и сразу начинал обход цехов и участков. Подходил к рабочим, большинство которых знал лично, спрашивал о проблемах. Часто ходил и по отделам. Утром – оперативка с заместителями и руководителями служб, где ставились задачи на день, а вечером – отчет о проделанной работе по селекторной связи, позволяющей экономить время.

В конце 80-х годов начались проблемы с финансированием капитальных вложений, не выделялись в нужном объеме средства под строительство жилья, объектов соцкультбыта. Приходилось использовать личные связи в министерстве, и Савельев обращался напрямую к заместителю председателя Совмина СССР Л.В. Смирнову, который приезжал в Ишимбай и курировал ход строительства и производства. Часто приезжали и другие высокопоставленные лица, в том числе председатель Госплана СССР Н.К. Байбаков. В 1981 году приехали одновременно около 70 руководителей. Раз в два месяца приезжал и проводил оперативки лично М.З. Шакиров, сыгравший в судьбе завода особую роль. Он был той силой, которая подталкивала, помогала развиваться, преодолевать трудности. Но никогда из-за приезда гостей Савельев не разрешал останавливать работу.
Как директор завода во все годы его развития, Савельев ставил задачу так: заводчане должны быть полностью социально обеспечены. В оборонной промышленности тех лет было принято, что завод должен быть маленьким государством в государстве. На заводе работал стоматологический кабинет, здравпункт, физкабинет, аптека, магазин, мастерская по ремонту обуви, столовые. Было собственное подсобное хозяйство и цех по откорму свиней. За время руководства Савельева для коллектива было построено свыше 130 тысяч квадратных метров жилья и множество объектов соцкультбыта.
Первое официальное упоминание о заводе прозвучало в прессе лишь в 1988 году, когда Савельев был избран делегатом на XIX Всесоюзную партийную конференцию от Ишимбайской городской парторганизации.

В 1994 году за свои уникальные технические характеристики двухзвенный гусеничный транспортер был удостоен Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники. Четыре работника завода, в том числе В.И.Савельев, стали лауреатами Государственной премии РФ. Так был подведен итог успешной работы завода за все предыдущие годы.
В 1995 году В.И. Савельев уходит с должности директора и становится председателем совета директоров. В 1999 - 2003 годах Савельев работает на заводе в должности консультанта директора.
Коллектив и руководство завода еще раз поздравляют своего Первого Директора Владимира Ивановича Савельева с Юбилеем! Надеемся на новые встречи!

 

Заведующая заводским музеем
Ибрагимова Р.Т.
(по материалам книги В.И.Савельева «От первого лица»)



http://www.bolotohod.ru